После падения Чембало генуэзский отряд двинулся на Каламиту и сжёг её. Затем генуэзские власти решили разделаться с союзником Алексея крымским ханом Хаджи-Гиреем. Но отряд Ломеллино, который вместе с городским ополчением достигал общей численности восьми тысяч воинов, был наголову разбит пятитысячным татарским войском. Это заставило генуэзцев искать пути примирения с татарами и их союзниками феодорийцами. Пленённый княжич был освобождён и после смерти отца стал правителем Феодоро. Нам неизвестно его настоящее имя, татары называли князя Улу-беем. В 1471 г., после смерти Улу-бея, на престол взошел его брат Исаак, именуемый в генуэзских документах Сайком, а в русских — Исайкой. При его правлении в 1472 г. мангупская княжна Мария становится женой господаря Молдавии Стефана III Великого, а в 1474-1475 гг. ведутся переговоры о женитьбе сына Ивана III на дочери князя феодоритов, намечается оборонительный союз с венгерским королем. Однако этим замыслам не дано было осуществиться — 31 мая 1475 г. турки-османы высадились под Кафой.
После шестимесячной осады и штурма последний князь Феодоро Александр и его семья были взяты в плен и отправлены в Константинополь. Мужчин казнили, малолетних мальчиков обратили в ислам, а женщины попали в султанский гарем. На захваченных землях княжества был образован кадылык, управлявшийся турецкой администрацией. Феодориты, которых называют теперь крымскими греками, остаются связанными между собой только верой. Последние остатки этноса переселяются в 778 г. на северное побережье Азовского моря.
Мы уже говорили, что в 1363 г. в совместный поход против литовцев выступают союзные войска солгатского и киркельского ханов, что свидетельствует о государственной раздробленности татар в Крыму. Объединение завершается только в 1443 г., когда Хаджи-Гирей, победив Эминек-бея, владыку Чуфут-Кале, основывает династию и делает город первой столицей государства, цементирующего новый этнос.
Генетические корни молодого этноса крымских татар неоднородны. Потомки разноплеменных степных народов, слившись с народами Крыма, усугубляют генетическую пестроту полигамией и работорговлей. Этнос цементируется исламом, что делает его естественным союзником или вассалом турецкой сверхэтнической системы. Еще один сформировавшийся в этот период этнос называют караимами. Разговорный язык караимов весьма близок к половецкому. Исповедуя иудаизм, караимы употребляли древнееврейский язык только для молитв и эпитафий. Большинство караимов занималось ремёслами, земледелием и садоводством, они были известны далеко за пределами Крыма как самые искусные кожевенные мастера, самые отважные и неподкупные телохранители.