Основой быта монголов в Крыму на первых порах остаётся кочевое скотоводство На полуострове кочевники обитают зимой, каждую весну уходят со стадами в богатую кормами северную степь. Осёдлое коренное население платит дань или обращается в рабов. Орда никогда не была империей в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Относительно малочисленные кочевые племена могут консолидироваться по всему пространству степи и побеждать противников на огромных пространствах, как это демонстрировали сарматы, гунны и монголы, но они не могут поглотить или освоить земледельческие территории.
Чингисхан и его потомки побеждали в Китае, Индии, Средней Азии и Вьетнаме, высаживали десанты в Японии, доходили до северных городов России и крепостей Западной Европы. Но дух Орды оставался в Степи, и огромное военно-феодальное государство не могло длительное время оставаться целостным. Орда раскалывается на части, и победители, становясь олигархами множества разных государств, обретают иные интересы, часто не совпадающие с общими интересами Орды. Это происходит не сразу, но происходит неотвратимо. Уже в 70-х гг. XIII в. центробежные силы, раздирающие Орду изнутри, начинают преобладать над силами центростремительными. Золотая Орда, отделившись от Белой и Синей Орды, в свою очередь подразделяется на Астраханский, Казанский и Крымский юрты, наместниками которых становятся темники. Резиденцией наместничества становится новый город Солхат, позднее, как и весь полуостров, названный Крымом. Крымский юрт, в свою очередь, делится на семь феодов, называемых бейликами. Их правители называются беями. При хане Узбеке в 1313-1314 гг. государственной религией Золотой Орды становится ислам.
Ослабление Орды позволяет покоренным народам добиваться обособления, усиливается ряд русских княжеств, из которых главенствующая роль принадлежит Московскому, возникает Молдавское княжество, не прочь стать самостоятельными владыками и татарские беи. Этот процесс протекал отнюдь не парламентским путем. Выбор исторического пути развития определялся в кровавых войнах. Несколько раз ареной подобных войн становится Крымский полуостров, особенно пострадавший во время карательной экспедиции хана Ногая в 1299 г., а затем, в конце XIV в., во время войны Тохтамыша с Тимуром.
В 60-х гг. XIII в. на побережье Крыма появляются генуэзцы. Византия в благодарность за оказанную помощь против вероломно захвативших Константинополь крестоносцев предоставляет Генуэзской республике право монопольной торговли на Чёрном море. Столицей генуэзских колоний становится Кафа, выросшая на развалинах античной Феодосии и превратившаяся вскоре в один из крупнейших черноморских портов, важнейший торговый узел между Востоком и Западом. Через некоторое время вслед за генуэзцами появились их извечные конкуренты венецианцы, обосновавшиеся в Судаке, но присутствие их в Крыму было относительно недолгим.

Генуя добивается значительных преимуществ в Орде и становится её главным торговым агентом, не только избавившись при этом от конкуренции с венецианцами, но и серьёзно ущемляя интересы крымских ханов. С середины XIV в. им принадлежит уже 40 факторий и крепостей на Южном берегу от Алушты до Чембало. В 1381 г. к ним переходит Судак, ранее находившийся в подчинении местных ханов, у которых в конце концов остаётся единственный порт на полуострове — Гёзлёв.
Наблюдая за перипетиями мировой истории, мы как-то забыли о Крыме. Во время череды описываемых событий на полуострове развиваются этнические процессы, формируются народы, получившие впоследствии названия крымских греков, крымских татар и караимов. Когда поток золота из Византии иссяк и прекратил своё существование институт федератства, под влиянием объединяющей силы христианства, под постоянным давлением его гонителей на небольшом пространстве между Чёрным морем и Великой Степью, на весьма ограниченном горном пространстве юго-западной части Крымского полуострова к концу I тысячелетия сложилась новая этническая общность, культурно и религиозно тяготевшая к Византии. Её ядро составляют молодой готоаланский этнос и выходцы из многонациональной Византии. Перечисленные составляющие нового этноса ни в коей мере не являются исчерпывающими и только в первом приближении дают нам представление о его корнях. Этот новый этнос будет позже назван феодорийцами, а ещё позже — крымскими греками.
После победы феодорийцев и Византии над хазарами нормальная жизнь в регионе восстанавливается. Раскопки показывают, что в конце I тысячелетия в «пещерных городах» начинается плотная застройка компактными усадьбами городского типа. При сохранении традиционных торговых связей с Херсоном интенсивно развивается местное ремесленное производство. Возрастает роль виноградарства и виноделия, крупных винодавилен — тарапанов. В соседних долинах, поблизости от источников воды и мест добычи глины, создаются комплексы гончарных мастерских, производивших амфоры дтя транспортировки вина, ставшего главным товаром в торговле со Степью.
В первой половине XI в. в развитии этноса наступает весьма резкий спад. По мнению большинства исследователей, он связан с нашествием из Степи половцев или викингов. Согласно другой версии, в это время произошло катастрофическое землетрясение, охватившее всю юго-западную часть Крыма. Следующим тяжким испытанием для феодорийцев становится нашествие монголов, но, выдержав испытание в XIV в., христианский этнос, составляющий наибольшую часть земледельческого населения полуострова, образует свою государственность — княжество Феодоро.

Выступая противниками генуэзцев, используя противоречия между ними и ханами Крымского улуса, а также противоречия между крымскими ханами и Ордой, княжество Феодоро становится естественным союзником нового этноса — крымских татар. В 1363 г. против литовского князя Ольгерда выступают союзные крымские войска. Летописи называют их вождей: солгатского, киркельского и мангупского ханов, последнего летопись называет Дмитрием, что явно указывает на его христианское вероисповедание. Это первое достоверное свидетельство о правителях Феодоро.
О правящей династии Феодоро известно очень мало. Весьма популярна гипотеза о том, что князьями были представители знатного армянского рода Гаврасов, сосланные в Херсон за участие в заговоре против императора Трапезунда. Эта гипотеза подтверждается русской генеалогией: от крымской ветви Гаврасов ведётся древний род князей Ховриных, основатели которого появились при дворе Великого князя Московского в конце XIV в., причём одним из их владений назывался Мангуп. Геральдика мангупских князей включает изображение двуглавого орла, указывающее на их связь с Палеологами — последней императорской династией Византии. Кстати, заключенный в 1472 г. брак между Иваном III и царевной из рода Палеологов дал повод сделать двуглавого орла государственным символом Московского княжества, а затем России.
Лучше всего известен последний период в жизни княжества, период расцвета и гибели. При князе Алексее, правившем в 20-30-е гг. XV в., границы Феодоро простираются от Каламиты до Чатырдага на востоке и долины реки Бельбек на севере. Общая численность населения достигает 150 тыс. человек. Для обеспечения выхода к морским торговым путям Алексей отстраивает Каламиту и основательно укрепляет порт. В 1433 г. фе-одоритам удаётся захватить генуэзскую крепость и бухту Чембало. В ответ на это в марте 1434 г. сенат Генуи снаряжает эскадру из 20 галер с шестью тысячами солдат под командованием Карло ЛоМеллино. После внезапной атаки и недолгой осады крепость Чембало пала, а сын князя Алексея, руководивший её обороной, оказался в плену. При подготовке штурма 6 июня 1434 г. генуэзцы применили снятые с кораблей артиллерийские орудия — это первый известный случай применения в Крыму огнестрельного оружия.


Яндекс цитирования Rambler's Top100