Значение крепости "Керчь" трудно переоценить: Она прекрасно вписывается в ландшафт, здесь сохранились элементы военной архитектуры Х1Х века, а также археологические объекты и памятники Великой Отечественной войны. Тут же расположены несколько участков, пригодных для пляжа. Все это делает ее привлекательной для отдыхающих и туристов, а потому перспективной для развития музейной и заповедной зоны. У Керченского государственного историко-культурного заповедника есть планы создания на территории крепости комплекса музеев, включающих не только военные экспозиции, но, к примеру, музей моря и морского промысла, геологии Керченского полуострова, этнографическую экспозицию и другие. Судьба этой территории Керчи уникальна. Земля была изъята у города для военных нужд в Х1Х веке Александром II и только сейчас, в ХХI веке, она возвращается к мирной жизни. Туристы удивляются тщательности каменной кладки стен и мастерству строителей арочных казематов, запутанных подземных лабиринтов. Немецкие туристы в свою очередь с интересом знакомятся со свидетельствами последней войны, когда на территории крепости размещался немецкий штаб.

Крепость привлекательна своим приморским ландшафтом, естественным озеленением. До революции крепость являлась излюбленным местом воскресного отдыха горожан. Еще в 1907 году, когда решался вопрос о расформировании Керченской крепости, начальник Одесского военного округа, высказываясь за сохранение крепости, писал:"...Наконец, желательно принять во внимание, что крепостной лагерь и его окрестности представляют необыкновенно поучительную в тактическом отношении местность, которая вообще составляет редкость в России". Крепость строилась под руководством выдающегося русского инженера, основоположника русской фортификационной школы, Эдуарда Ивановича Тотлебена. В ней он претворил передовые идеи своего времени, проверенные боевым опытом. Укрепления строились после Крымской войны в течение 20 лет – с 1857 по 1877 г. г. Крепости "Керчь" предназначалось быть единственной опорой Российской империи на Черном море. Укрепления располагались таким образом, что все суда, входящие в Азовское море, непременно попадали под огонь береговых батарей. Они состояли из центрального форта Тотлебен, который был возведен на высоте, и по сторонам которого располагались два укрепления - Минский и Виленский люнет. Система укреплений была смешанной: бастионная и капонирная. Рвы частично высечены в скале. Керченская крепость более всех пунктов Крымского полуострова была способна к продолжительной и упорной обороне, поэтому Тотлебен высказывал убеждение, что по окончанию всех строительных работ Керчь станет лучшей из существующих крепостей.

Войны и потрясения обошли стороной этот памятник фортификационной архитектуры. Благодаря чему на сегодня мы имеем достаточно хорошо сохранившуюся крепость, в которой, несмотря на подрывы и бомбежки зданий во время Великой Отечественной войны, большая часть подземных и наземных казематов и сооружений сохранилась. Они являются образцом мастерства строителей Х1Х века, примером военной архитектуры прошедшей эпохи. Сегодня в крепости можно осмотреть различные объекты и территории, представляющие историко-архитектурную ценность. Прежде всего – это крепостной ров, длиной 3 км, глубиной 5 метров и шириной около 15 метров, окружающий крепость и в значительной части с хорошо сохранившейся каменной кладкой; 17 капониров, из которых 10 сохранилось; погреба для хранения боеприпасов; потайные подземные переходы, соединяющие батареи и капониры с казармами и пороховыми погребами – потерны. В наиболее длинном подземном тоннеле, протяженностью более 600 метров, который соединяет форт Тотлебен с береговыми батареями, большая часть доступна к осмотру. Неплохо сохранились контрминные галереи – заранее прорытые тоннели для ведения подземной минной войны. Их около 80, общей длиной более 1,6 км. Величественны тоннельные ворота для проезда в оборонительные сооружения. К 1863 году в крепости было построено 10 казематных казарм, на сегодня хорошо сохранились 8 из них. Интересны для осмотра погреба для хранения боеприпасов, технологические помещения, имеющие своеобразную трехкупольную архитектуру, и тоннельный провиантский магазин под мысом Ак-Бурун – крупнейшее сооружение крепости. Очень интересна система водоснабжения крепости, которая включает колодцы, водоводы и водоподъемные машины. Доступен для осмотра один из сохранившихся колодцев и подземная система для сбора осадков.

Строительство крепости обошлось Российскому государству более 12 миллионов рублей. Оно привлекло в Керчь вольных людей, многие из которых после окончания строительства стали керчанами. Отслужившие свой срок крепостные солдаты получали наделы земли и тоже оседали в Керчи. Крепость Керчь вошла в состав заповедника только в этом году. Это единственный на территории Украины и Европы, прекрасно сохранившейся образец военной архитектуры. Учитывая уникальность и ценность этого исторического памятника, заповедник подготовил пакет документов о внесении крепости Керчь в Реестр национального достояния Украины. Разработана Программа перспектив развития и использования комплексного памятника.