Караимские Кенасы в Крыму
 

Караимские Кенасы в Крыму

Если вы приехали в Евпаторию, отправились в лабиринт Старого города, нашли улицу Караимскую и попали в караимские кенасы (или в кенаса, как говорят сами караимы), считайте, что вам повезло. Не все местные жители побывали в новых отреставрированных кенасах. До недавнего времени храм караимов находился в плачевном состоянии: мраморные плиты заколочены фанерой, во дворе мусор, и только знаменитый виноград рос, как и сто лет назад, оплетая длинный «коридор», который когда-то вел к дому молитвы. Теперь кенасы стоят как новые, а возле ворот на скамеечке вас поджидает экскурсовод. Как только набирается группа из 8-10 желающих, начинается экскурсия в храм и музей. Кенасы – своеобразный оплот караимской культуры и очень необычное место. Только что вы стояли на старой евпаторийской улочке, с дворами, времянками, стенами из ракушечника – а за воротами кенас как будто начинается другое государство или, во всяком случае, территория иной культуры и веры. Это чувствуется. Там очень чисто и тихо, растут цветы, над головой вьется виноград, а дальше виднеются невысокие домики с окнами цветного стекла: красного, синего, желтого.
«Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их проживает несколько сотен, а на Украине – не более тысячи человек. Во всем мире насчитывается около 2000 крымских караимов». Это слова Давида Тирияки, руководителя религиозной общины караимов Евпатории, и я специально привожу их здесь, иначе мы запутаемся. У караимов сложная история (это касается и религии, и языка, и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы – заботливый, добрый народ, у них всегда в почете была благотворительность и образование. Караимов также называют загадочным народом: ученые сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в 8-12 вв. н.э., но как предки караимов попали в Крым? Предполагают, что караимы – потомки тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале, под Бахчисараем. Именно оттуда караимские семьи начали расселяться по всей Российской империи. В Крыму караимы жили также в Балаклаве, Судаке, Феодосии, Солхате и ряде деревень. Еще раньше, в 13 веке, караимы попали в Галицию, а в 14 веке несколько сот семей вывез в Литву великий князь Витовт.
Известно, что за исключительную преданность караимов князь доверил им охранять свою резиденцию – замок в г. Тракай (в 1998 году в Тракае и Вильнюсе пышно отмечалось 600-летие переселения караимов в Литву). Правда, из-за революции, а затем и гражданской войны многие эмигрировали. До конца 18 века крепость Джуфт-Кале была центром крымских караимов, там была основана первая в Крыму типография. Неподалеку от крепости, в Иосафатовой долине, находится древнейшее караимское кладбище (старое кладбище караимов под Евпаторией, к сожалению, подверглось разграблению, в буквальном смысле слова: вандалов привлекали богатые и красивые мраморные надгробия. Если бы они сохранились так же, как и те, что удалось спасти и поставить во дворе кенас, у нас в городе был бы замечательный некрополь).


После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведется на языке Библии – древнееврейском. Караимская религия почти сразу была признана самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление. В иерархии Сенат провел полную аналогию с мусульманским духовенством: муфтий — у мусульман, гахам — у караимов. В паспортах с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского». Караимы переселяются из древних мест проживания в новые города Крыма (Симферополь, Севастополь), а затем мигрируют в другие города: Москву, Петербург, Харьков, Одессу… В начале 19 века Евпатория неофициально, а в 1837 году законодательно приобретает статус духовного центра караимов России, из Кале сюда переносится резиденция главы Духовного Правления – гахама, строятся школы, реконструируется Малая и строится Большая кенаса, открывается типография, приюты для престарелых и первый бесплатный детский санаторий. В начале 20 века открывается «Караи битиклиги» — караимская национальная библиотека-музей. Число караимов увеличивалось бы и дальше, если бы не Первая мировая война, революция 1917 года, террор и голод. В результате национальной политики советского государства караимы начали утрачивать характерные для них черты, язык и религию.
Кенасы – это целый комплекс, который по своим размерам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, т.е. 60 на 30 м). Посетителей встречает портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, Большая (Соборная) и Малая кенасы, монумент Александру I, который посетил кенасы в 1825 году, здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната и, наконец, кафе национальной кухни «Караман». Несмотря на то, что объектов так много, дворики кенас можно пройти за несколько минут: все расположено очень компактно. Строить кенасы начали в 1803 году, на месте первого караимского храма в Евпатории. Строительство возглавляла влиятельная караимская семья Бабовичей. Прежде чем люди попадали в храм, они проходили небольшие дворики, что подготавливало их к встрече с Богом, к молитве. Стены Виноградного и Мраморного дворика украшают плиты с именами строителей и жертвователей, трудами которых были построены кенасы. Плиты рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя плита датируется 1790 годом.


В лапидарии – те самые остатки надгробий караимского кладбища. На территории кенас нет никаких могил, только мраморные памятники. Затем мы попадаем во двор ожидания молитвы. Когда-то здесь был еще один вход в кенасы, из переулка. И здесь же, на небольшой колонне, установлены солнечные часы. Евпатория – один из самых солнечных городов Крыма, так что солнечные часы «идут» почти все время. По ним встарь караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда строго запрещалось ношение любых предметов.
Храм закрыли в 1959 году: воинствующие атеисты разбили алтарь на глазах у верующих. Издавна караимские храмы украшались росписями, лепниной, позолотой, семисвечниками, драгоценными тканями, деревянной резьбой. Среди тканей и ковров, в Большой кенасе некоторые были привезены из Дамаска, но, конечно, они не сохранились, т.к. после закрытия храма здание долго занимали госучреждения. Cоборную кенаса восстанавливали всем миром, как когда-то общими усилиями было построено караимское духовное училище имени Александра II. Евпаторийским караимам помогли общины Симферополя, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Бахчисарая, Киева, Севастополя, Николаева и даже Парижа. Теперь в дни, свободные от богослужений, храм открыт для туристов. Рядом с кенасами — кафе национальной караимской кухни «Караман» и небольшой музей караимской истории и культуры. Многие экспонаты очень интересны: например, древний свиток Священного Писания, старинный брачный договор, первые печатные издания молитвенников с рукописными дополнениями, национальные караимские костюмы.

Караимские Кенасы в Крыму

ВЕБ-КАМЕРЫ КРЫМА



Яндекс цитирования Rambler's Top100 Яндекс.Метрика