В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы живописное ущелье Марьям-дере, что в переводе с татарского означает "ущелье Марии". Тропинка вьется по его дну среди деревьев и кустарников, по бокам поднимаются отвесные скалы. Глядя на ущелье с вершины, понимаешь, что в давние времена люди были мудрее нас и ценили красоту природы, старались жить в гармонии с ней, поэтому для своих домов, а уж тем более для монастырей они выбирали красивейшие места. Вот и здесь много веков назад возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму. Точно определить время его основания сегодня не берется никто. В ученом мире существуют две версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX веках бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в скале храм и пещеры-кельи - свои новые жилища.

Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров - христианского и языческого. В долинах неподалеку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI веком. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: если существовали христианские поселения, то верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения. Древний пещерный храм и сам монастырь получили название Успенского в честь великого события - Успения Пресвятой Богородицы. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства - Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молиться среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита.
Посол московский историк Лызлов в своем труде "Скифская история" говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы, обещая в случае победы над врагами "знаменитое приношение и честь образу Ее воздать". Но, несмотря на благосклонность хана, монастырь должен был выплачивать дань в ханскую казну. Несмотря на то, что официально монастырь был закрыт в 1921 году, верующие приходили сюда, чтобы помолиться в святом месте. Каждый год 28 августа, в день Успения Богородицы, верующие со всех районов Крыма приходили к монастырю, чтобы помолиться Пречистой Деве, попросить у Нее защиты и покровительства в нелегкой жизни. В 1927 году в этот день полторы тысячи христиан собрались у ворот древней обители, но они оказались закрыты. Паломники предприняли попытку сорвать замки, чтобы организовать богослужение внутри храмов. Однако наряды милиции задержали наиболее активных из них, остальных попросту разогнали. Это было последнее моление верующих в Успенском скиту.

Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. Настоятелем обители стал иеромонах отец Силуан (Макей). Он приехал из Одесского монастыря, чтобы упорным трудом восстановить поруганную святыню. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал ее купол. Колокола на звонницу безвозмездно отлили на Днепродзержинском металлургическом комбинате.

Потянулись в монастырь паломники поклониться святому месту, помолиться у знаменитой иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица". Вот что рассказывает предание о появлении этой иконы. Святой Иоанн Дамаскин был оклеветан перед калифом Дамаска и обвинен в воровстве. По восточному обычаю, разгневанный калиф велел отрубить руку святому и повесить ее для всеобщего обозрения. Иоанн вымолил возвратить руку и долго слезно молился Богородице, прося помощи. От перенесенных страданий святой Иоанн Дамаскин заснул и во сне увидел Матерь Божью, которая сказала: "Ты исцелен, трудись же прилежно рукой своей". Проснувшись, он увидел, что случилось чудо: отрубленная рука срослась. Святой заказал сделать серебряную руку и приделал ее к нижней части иконы Богородицы. Эту икону Иоанн взял с собой в монастырь в Палестинской пустыни, Памятуя слова, сказанные ему Богородицей, святой много трудился, он сочинял в Ее честь каноны, тропари и песнопения. В XIII веке икона была подарена архиепископу Сербскому Савве и перенесена в Сербию. Когда на эту страну напали турки, монахи, спасая икону, привязали ее на спину ослу. После долгого путешествия осел привез икону к воротам афонского монастыря Хиландар. Монахи с благоговением сняли ее со спины животного и поместили с великими почестями в алтаре, но на утро ее нашли на епископской кафедре. Так Божья Матерь Трое-ручица стала Хиландарской Игуменьей. С иконы "Трое-ручица" делали списки, на которых изображали Пресвятую Богородицу, а внизу - руку святого Иоанна Дамаскина. Икона, хранящаяся в Свято - Успенском монастыре, считается чудотворной.